Будет ли у прошлогодних лидеров шанс удержаться на первых позициях в сегодняшних реалиях? Время покажет. Среди истинных асов, поднявшихся на пьедестал почета, лидируют отечественные марки. Давайте посмотрим, на чем еще катаются россияне.
1. Определение победителей
Чтобы определить победителей, авторитетные эксперты в этой области, от Statista, Ассоциации европейского бизнеса и аналитических отделов брендов-производителей до Автостата и автомобильных журналов, ежегодно проводят подсчеты самых продаваемых моделей. Даже если их вердикты не всегда совпадают, они позволяют увидеть общую картину.
По данным Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» и Автостата, опубликовавшего свежайший отчет 19 января 2022 года, в прошедшем году россияне приобрели 1,5 млн новых легковых автомашин – примерно на 3% больше, чем в 2020-м. Данные охватили период с января по декабрь (без учета последних нескольких рабочих дней, которые не имели шанса сильно изменить картину). Наиболее успешными оказались следующие бренды:
Что касается моделей, они ранжируются следующим образом:
Ассоциация европейского бизнеса, подводя итоги всего 2021 года с учетом как обычных легковых автомашин, так и легких коммерческих транспортных средств, заявила о пополнении российского автопарка на 1,67 млн новых машин. Рейтинг АЕБ выглядит следующим образом:
- Lada Vesta – продано 113698 ед. (+6417 по сравнению с прошлым годом);
- Lada Granta – 111430 (-14682);
- Kia Rio – 82941 (-5123);
- Hyundai Creta – 68081 (-5456);
- Hyundai Solaris – 61061 (+11781);
- Lada Niva – 51242 (+2329);
- VW Polo – 46887 (-11568);
- Skoda Rapid – 41680 (+15413);
- Renault Duster – 41471 (+9831);
- Lada Largus – 39541 (+2375).
Как видим, в любом случаях немалую часть списков занимают детища отечественных разработчиков. Интересен тот факт, что в топовую десятку попали целых 6 зарубежных моделей: 3 представителя азиатских брендов (Kia и пара Hyundai) и по одному от французского (Renault), немецкого (VW) и чешского (Skoda) производителей.
Но предпочтение россияне все-таки отдают Ладам, что заметно не только по статистике, но и на дорогах. Самыми популярными моделями стали Веста и Гранта, намного опередившие не только зарубежных соперников, но и собственную родню, Ниву и Ларгус. Стоит заметить, что прирост в продажах им обеспечил главным образом 2-й квартал, оказавшийся заметно успешнее аналогичного периода 2020 года. Но в общей картине прослеживался спад, пиком которого стал последний месяц года: декабрьское снижение достигло 13,7%, дилерам удалось продать всего 133,6 тыс. новых авто.
2. Как повлиял на продажи дефицит полупроводников
Все мы помним 2020 год и кризис, вызванный пандемией COVID-19. Общенациональный карантин и последующие ограничения, за которыми последовали финансовые проблемы, перебои в производстве и цепочках поставок, привели к резкому падению продаж новых автомобилей.
Рынок восстановил относительное равновесие к лету 2021-го, и, по словам экспертов агентства Автостат, тогда казалось, что годовой результат закроется как минимум на уровне 2018-19 годов, а при удачном стечении обстоятельств покажет еще больший рост.
Однако к внутренним проблемам добавилась еще одна, внешняя, связанная с нехваткой полупроводников, поддерживающих работу электронных компонентов автомобилей. Из-за этого возник дефицит машин. Как отмечает директор агентства Сергей Целиков, если бы не это обстоятельство наряду с взвинчиванием розничных цен намного выше рекомендованных, рынок показал бы существенный рост (по его прогнозам, в районе 15%), а общее количество купленных машин могло приблизиться к двум миллионам единиц.
К сожалению, ситуация с дефицитом полупроводников, а вместе с ними и автомобилей, в 2022 году продолжится. Товара попросту нет в наличии, и покупателям остается подолгу стоять в очереди, чтобы получить заказанный автомобиль.
Лучше всего со сложившейся ситуацией справляются китайские автопроизводители. Не испытывая проблем с комплектующими, они успешно воспользовались возможностью укрепить свои позиции на российском рынке. Даже когда продажи европейских и российских марок были наиболее вялыми, Haval, Geely и Chery существенно нарастили тираж новых авто на рынке России, и их продажи выросли соответственно на 125, 59 и 224%. Причины популярности китайских машин просты:
Они в основном продаются со складов дилерских центров, и время ожидания от заказа до получения очень короткое. Игорь Моржаретто, партнер аналитического агентства «Автомобильная статистика» и эксперт в области автомобилестроения, сказал о том, что китайские машины можно купить в течение месяца или даже сразу. Китай является ведущим производителем автомобильных микросхем, и его производственные подразделения сосредоточены не только на родине. Он сначала обеспечивает электронными компонентами собственные автомобильные компании, и только потом экспортирует их;
Китайские автодилеры не навязывают клиентам сопутствующие аксессуары и не завышают таким образом прейскурант модельных рядов. Их автопроизводители запрещают продавцам объединять продажи, и те строго соблюдают это требование;
Китайские производители, присутствующие на российском рынке и давно запустившие серию предпочтительных моделей, в последние пару лет улучшили ассортимент по качеству и разнообразию, даже превзойдя некоторых прямых конкурентов;
Наконец, все модели растут в цене, но китайские не так быстро, как многие остальные.
Справедливости ради стоит заметить, что россияне проявили благосклонность не ко всем китайским маркам: у Lifan, например, Dongfeng, Brilliance, Foton и Zotye продажи упали в среднем на 59%.
Андрей Терлюкевич, гендиректор группы «АвтоСпецЦентр», отметил, что потенциальные покупатели сейчас проводят больше времени в интернете, чем до пандемии, исследуя технические характеристики и ходовые качества машин. Больше всего внимания люди уделяют экономичным автомобилям, хотя они тоже подорожали.
Кроме того, эксперты отмечают, что из-за существенно выросших цен и вынужденной экономии все больше россиян вместо новых машин приобретают автомобили с пробегом. Автостат даже подсчитал средний возраст легковых автомобилей в России – 13,9 лет.
Посмотрим, как изменятся рейтинги к концу 2022 года. Немало конкурентов стремятся наверх, но, похоже, продукты отечественного автопрома снова финишируют первыми – по крайней мере, в официальной статистике.
Комментарии (0)